Левитан Исаак Ил

Левитан Исаак Ил

ЛЕВИТА́Н Исаак Ил. (1860—1900) — живописец. Род. в бедной еврейской семье в местечке Кибарты в Литве, сын мелкого жел.-дор. служащего. С 1873 учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. С 1898 — акад. пейзажной живописи, преподавал в родном уч-ще.

От своих учителей Л. воспринял: от Саврасова — тщательность изучения натуры, умение видеть и передавать поэтич. содержание обыденного; от Поленова — опыты приближения к пленэрной живописи. От детализации и жанровой повествовательности, воплощенных скупым, нередко сумрачным колоритом в ранних произв. ("Вечер", 1877; "Солнечный день. Весна", 1877), Л. к нач. 80-х гг. переходит к раскрытию тончайших состояний природы, атмосферы, к созданию цельного эмоц. образа ("Осенний день. Сокольники", 1879): в 1880-х гг. в его творчестве рождается пейзаж настроения, побуждающий осмыслять природу как выражение движений человеческой души. С 1884 Л. — участник выставок Т-ва передвижников. Большое влияние на развитие его творчества оказали поездки в Крым (1886) и на Волгу (1886 и 1888): Л. открыл для себя величие волжских просторов, ставших в его творчестве одной из гл. тем ("Вечер на Волге" 1886—88; "После дождя. Плес"; "Вечер. Золотой Плес", 1889). В конце 1880-х гг. Л. достигает ясности композиции, четкости пространств. планов, связанных уравновешенным цветовым строем ("Два плеса", 1889).

К кон. 1880-х гг. Л. — знаменитый художник, с 1891 — член Т-ва передвижных худож. выставок. Он совершает четыре поездки в страны, традиционно бывшие предметом внимания пейзажистов и определившие некогда создание и развитие пейзажного жанра: в Италию, Францию, Швейцарию (1890, 1894, 1897, 1898). В 1890-х гг. конкретный ландшафт сменяется в его творчестве воплощением самого характера рус. природы. Насыщенность светом, прозрачность цветов в ряде работ последнего 20-летия созвучны стилистике импрессионизма ("Березовая роща. Март", 1885—89; "Свежий ветер. Волга", 1891—95; "Вечерний звон", 1892; "Золотая осень", 1895) — и эта близость к импрессионизму отвечает исканиям не только живописи, но и литературы тех лет; современники оценили внутреннее родство пейзажей Л. и лирич. прозы А. П. Чехова (к-рого связывала с Л. многолетняя дружба). Л. достигает выдающихся результатов в обл. пленэрного пейзажа, в передаче света и воздуха, жизни природы ("Золотая осень", 1895; "Сумерки. Стога", 1899; "Озеро", 1899—1900). Его манере этого периода свойственны сильный контраст света и тени, статичность, четкость деления на планы, близкие к театральным декорациям. Наряду с масляной живописью, Л. работает в технике пастели ("Хмурый день", 1895; "Луг на опушке леса", 1898) и акварели ("Туман. Осень", 1899).

Мотивы традиц. нар. представлений в картинах 1890-х гг. сплавляются с настроениями, мыслями, чувствами современников Л., воспринявших его выразителем 1880—90-х гг. в пейзаже, подобно опять же Чехову — в литературе. Изображение природы в этих произв. приобретало символич. смысл. В картинах Л. этого времени появляется стремление к сюжетности, драматизации пейзажа ("У омута", 1892; "Владимирка", 1892; "Над вечным покоем", 1894; "Сумерки. Стога", 1899; "Летний вечер", 1900). Л. окончат. преодолевает отношение к пейзажу как к театральной декорации. В творчестве Л. рус. пейзажная живопись показала невиданные до того возможности выражения в образах природы человеческих чувств и переживаний. В картине "Владимирка" впервые возникает тема дороги, неумолимо влекущей вдаль, ставшая затем одной из главных в творчестве Л.

Мотивы и манера творчества Л. 1890-х гг. связаны с новыми стилистич. поисками рус. и европ. иск-ва. Признанный при жизни классик рус. лирического пейзажа, Л. вновь и вновь посещает Зап. Европу, в 1896 совершает поездку в Финляндию, ставшую источником новых худож. идей для поколения "серебряного века", в 1899 снова едет в Крым. Не порывая с передвижниками, Л. в 1897 становится членом объединения Мюнхенского Сецессиона, с 1898 участвует в выставках ж. "Мир искусства".

При жизни Л. лучшие его полотна были приобретены Третьяковской галереей. В 20 в. их репродукции печатались огромными тиражами, украшали жилища и места культ. отдыха, Л. стал одним из самых известных рус. художников, и тем самым его видение рус. природы лежит в основе ее восприятия. Л. завершил своим творчеством худож. открытие рус. пейзажа, под его кистью преображенного в произведение иск-ва. Он явно предпочитал писать осень и вечер, несколько реже — весну; в его творчестве преобладает фиксация переходных состояний. Человек очень редко присутствует в пейзажах Л., точнее — присутствует незримо, и это незримое присутствие одухотворяет природу, поэтически преображает ее, внушает зрителю тревожные или меланхолические переживания.

Лит.: Левитан И. И.: воспоминания и письма. М., 1956; Исаак Ильич Левитан: Каталог выставки... М., 1960; Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1963; Федоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан: Жизнь и творчество. Т. 1—2. М., 1966.

И. Левитан. Золотая осень. Слободка. 1889

И. Левитан. Золотая осень. Слободка. 1889

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Левитан Исаак Ил" в других словарях:

  • Левитан Исаак Ильич — Левитан, Исаак Ильич известный живописец (1861 1900). Родился в Ковенской губернии в еврейской семье. Учился в московском училище живописи и ваяния. Его Симонов монастырь был одной из лучших вещей на ученической выставке 1879 г. Работал Левитан в …   Биографический словарь

  • Левитан Исаак Ильич — [18(30).8.1860, Кибартай, ныне Вилкавишкского района Литовской ССР, ≈ 22.7(4.8).1900, Москва], русский живописец пейзажист. Сын мелкого ж. д. служащего. С начала 1870 х гг. жил в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества… …   Большая советская энциклопедия

  • Левитан, Исаак Ильич — (1861 1900) живописец, один из замечательных русских пейзажистов. Получил образование в московском училище живописи, ваяния и зодчества и, будучи всего 18 ти лет от роду, начал выставлять свои картины, вскоре обратившие на себя общее внимание.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Левитан Исаак Ильич —         (1860 1900), русский живописец. Пейзажист. Учился в МУЖВЗ (1873 1885) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова; преподавал там же (с 1898). Участник выставок передвижников (с 1884; с 1891 член ТПХВ), мюнхенского Сецессиона (с 1897), журнала Мир …   Художественная энциклопедия

  • ЛЕВИТАН Исаак Ильич — (1860 1900) российский живописец передвижник. Создатель пейзажа настроения , которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность ( Март , 1895; Озеро. Русь , 1900) или скорбная одухотворенность образа ( Над вечным покоем , 1893 94),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Левитан, Исаак — Исаак Левитан И. Левитан, Автопортрет (1880) Дата рождения: 1860 Место рождения: Кибарты, Ковенская губерния Дата смерти …   Википедия

  • Левитан, Исаак Ильич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Левитан. Исаак Левитан …   Википедия

  • Левитан Исаак Ильич — (1860 1900), российский живописец передвижник. Создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или скорбная одухотворённость образа («Над вечным покоем», 1894).… …   Энциклопедический словарь

  • Левитан, Исаак Ильич — И.И. Левитан Вечерний звон . 1892. Государственная Третьяковская галерея. ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860 1900), российский живописец передвижник. Создатель “пейзажа настроения”, которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность (“Март”,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Левитан Исаак Ильич — Исаак Левитан И. Левитан, Автопортрет (1880) Дата рождения: 1860 Место рождения: Кибарты, Ковенская губерния Дата смерти …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»